Система воспитания. Часть первая

Система воспитания. Часть первая

Публикации - Личностный рост

Система воспитания – обязательное условие развития личности

Воспитание растущего ребенка как формирование полноценной развитой личности является одной из основных задач современного общества.

Преодоление отчуждения индивида от его настоящей сущности, создание духовно развитой личности в процессе исторического формирования целого общества не происходит автоматически. Оно требует от людей приложения существенных усилий, и эти усилия необходимо направить как на формирование объективных социальных условий, материальных возможностей, так и на реализацию новых возможностей для нравственно-духовного совершенствование, а эти возможности открываются на каждом историческом этапе. В данном двуедином процессе реальная возможность развития индивида как личности происходит под влиянием всех духовных и материальных ресурсов общества.

Но существование объективных условий само по себе не может решить проблему формирования личности человека. Нужна организация процесса воспитания, который будет основан на учете и знании объективных закономерностей развития индивида. Без систематического воспитания ничего не получится, потому что оно служит всеобщей и необходимой формой развития. Целевая установка процесса воспитания базируется на том, что каждый растущий человек должен стать борцом за человечность. Но для этого требуется не только интеллектуальное развитие ребенка, не только развитие его творческого потенциала, способности самостоятельно мыслить, расширять и обновлять знания, но и развитие особенностей мышления, развитие взглядов, отношений, чувств. Также необходимо развивать чувство готовности к участию в социальной, культурной, экономической и политической жизни. Нельзя забывать про личностно-общественное становление и развитие многообразных способностей, особое место в которых занимает способность становиться субъектом общественных отношений, готовность и способность принимать участие в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно находится в разных формах общественной практики. И если нет специальной организации, то на ребенка оказывают воспитательное воздействие наличные, традиционно сложившиеся формы, результат действия которых может находиться в противоречии с целями воспитания.

Система воспитания, которая исторически сформировалась, обеспечивает присвоение определенного количества способностей детьми, а также присвоение духовных ориентиров и нравственных норм, которые полностью соответствуют нормам определенного общества, но с годами методы и средства организации перестают быть продуктивными.

И если этому обществу необходимо формирование у детей нового круга потребностей и способностей, то для этого требуется проведения реформ или полное преобразование системы воспитания, которая способна организовать эффективное управление новых видов форм воспроизводящей деятельности. При этом развивающая роль всей системы воспитания выступает открыто, становясь центральным объектом обсуждения, целенаправленной организации и анализа.

Формирование человека как самостоятельной личности требует от общественности сознательно организуемого и непрерывного улучшения системы общественного воспитания, преодоления традиционных, застойных, стихийно сложившихся форм. Данная практика модернизации сложившихся форм воспитания не может существовать, не опираясь на научно-теоретическое психологическое изучение закономерностей развития детей в процессе онтогенеза, потому что без опоры на такие знания существует вероятность возникновения манипуляционного, волюнтаристского воздействия на процесс развития, техницизма в подходе к человеку, искажение его внутренней человеческой природы.

Суть настоящего гуманистического отношения к воспитанию детей выражена в тезисе его активности как полноценного субъекта, а не центрального объекта процесса воспитания. Активность ребенка – обязательное условие воспитательного процесса, но данная активность, проявление ее и уровень осуществления, который определяет ее результативность, обязаны быть сформированы у детей на основе исторически сложившихся форм, но не полного их воспроизведения, а творческого применения.

Следовательно, необходимо создать такой педагогический процесс, в котором воспитатель руководил бы всей деятельностью детей, организуя их активное самовосприятие путем воспроизведения ответственных и самостоятельных поступков. Педагогу-воспитателю необходимо помочь ребенку пройти этот – самостоятельный и уникальный – путь социального и морально-нравственного развития. Воспитание – это не приспособление юношей, подростков, детей к наличным формам социального бытия, это не подгон под определенные нормы. После присвоение общественно выработанных форм и методов деятельности, происходит дальнейший процесс развития – формирование у детей ориентации на определенные ценности, самостоятельности в решение моральных и нравственных проблем. “Одно из главных условий эффективного воспитания – осознанное принятие или самостоятельный выбор детьми целей и содержания деятельности”.

Под воспитание подразумевается целенаправленное развитие каждого растущего индивида как уникального человека, обеспечивание улучшения и роста творческих и нравственных сил данного человека, через создание такой общественной практики, в условиях которой то, что у детей сейчас есть только зачатом состоянии или пока только является возможностью, становится реальностью. “Воспитывать – это значит целенаправленно направлять развитие субъективного мира индивида”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем моральным идеалом, образцом, воплощающим требования общества к растущему ребенку, а с другой стороны, преследуя цель максимально эффективно развить все индивидуальные особенности каждого индивида.

Часть вторая