Система воспитания. Часть третья

Система воспитания. Часть третья

Публикации - Личностный рост

Управление процессом воспитания, которое осуществляется как целенаправленное создание и развитие системы задаваемой разноплановой деятельности ребенка, реализуется учителями, вводящими подрастающее поколение в “зону ближайшего развития”. Это значит, что на конкретном этапе развития дети могут дальше развиваться уже не самостоятельно, а под прямым контролем взрослых и в сотрудничестве с более умными детьми, и только потом уже самостоятельно.

Целенаправленное создание уникальной личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе шаблона общего для всех людей, а отталкиваясь от индивидуального для каждого человека проекта, который обязан учитывать его конкретные психологические и физиологические особенности. Как писал А.С. Макаренко, не может быть колебаний стремиться ли к воспитанию настойчивых, честных, смелых или лживых, трусливых и малодушных.

При этом важнейшее значение приобретает учет потребностей человека, его внутренних побудительных сил и сознательных стремлений. Именно благодаря этому появилась возможность верной оценки личности и создание эффективной системы ее воспитания при помощи специально задаваемой деятельности. Включение детей в деятельность, которую организовали взрослые и в процессе которой происходят многоплановые отношения, закрепляет формы социального поведения, формирует желание действовать аналогично нравственным образцам, которые выступают в качестве мотивов, регулирующих взаимоотношения и побуждающих деятельность детей.

”Искусство воспитания”, приходит к вполне обоснованному выводу, который заключается в применении такого важнейшего психологического механизма, как создание верного сочетания мотивов ”реально действующих” и “понимаемых мотивов”, а вместе с этим в умении в нужный момент придать более высокое значение положительному результату деятельности, чтобы этим самым создать специальный переход и к более высокому виду реальных мотивов, которые управляют жизнью личности. Так, дети, которые достигли подросткового возраста, знают о существование важной и социально ответственной жизни взрослого члена общества. Но эти ”понимаемые” мотивы превращаются в реально действующие только после включения в общественно признаваемую деятельность.

Основная цель развития личность – максимальная реализация человеком самого себя, собственных способностей и возможностей, возможно более полное самораскрытие и самовыражение. Но данные качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем конфронтации себя людям, они полностью невозможны в изоляции и конфронтации себя обществу, без обращения к остальным людям, предполагающее их активное соучастие в данном процессе.

Таким образом, главные психологические качества, которые лежат в основе развития личности, - активность, сознательное принятие идеалов общества и стремление к реализации себя, превращение данных качеств в глубоко личные для этого человека потребности, убеждения, ценности.

Увеличение круга потребностей, закон роста потребностей, развитие мотивационно-потребностной сферы определяет характер формирования индивидуальных качеств и черт личности. К такие индивидуальным чертам личности, формирующимся в процессе воспитания, относятся: чувство внутренней свободы и ответственность, чувство самоуважения и уважения к другим членам общества; совестливость и честность; стремление к социально необходимому труду и готовность к нему; убежденность и критичность; наличие твердых идеалов, которые не подлежат пересмотру; строгость и доброта; дисциплинированность и инициативность; требовательность к себе и другим и желание понимать других людей; воля и способность размышлять, взвешивать; готовность действовать и идти на определенный риск, смелость, осторожность и избегание ненужных рисков.

Вышеперечисленный ряд сгруппирован попарно не случайно. Этим указывается тот факт, что нет ”абсолютных” качеств. Самое лучшее качество обязано уравновешивать противоположное. Каждый человек старается найти общественно приемлемую и оптимальную лично для него меру соотношения данных качеств в своей личности. Только при данных условиях, найдя себя, сформировавшись и сложившись как целостная личность, человек может стать полезным и полноценным членом общества.

Все психологические качества связаны между собой и интегрированы в одной личности. Ядром личности, которое детерминирует все ее частные проявления, является мотивационно-потребностная сфера, которая является взаимосвязанной и сложной системой побуждений и стремлений человека.

Одна из главных задач воспитания заключается в том, чтобы сформировать у ребенка гуманистическую направленность личности. Отсюда следует, что в мотивационно-потребностной сфере человека общественные побуждения, мотивы общественно полезных деятельностей обязаны устойчиво преобладать над любыми проявлениями эгоистических мотивов. О чем бы ни думал, чтобы ни делал подрастающий ребенок, в мотив его деятельности обязаны входить представление о другом человеке, об обществе.