Я - концепция. Часть первая.

Я - концепция. Часть первая.

Публикации - Личностный рост

Особенности Я-концепции в период ранней юности.

Психологические исследования формирования Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности происходят по нескольким направлениям.

Прежде всего, происходит изучение содержания и сдвигов Я-концепции и ее элементов – какие качества лучше сознаются, как изменяются с годами критерии и уровень самооценок, какое значение отводится внешности, а какое моральным и умственным качествам. Потом изучается степень его объективности и достоверности, прослеживаются изменения в структуре в целом – степень его внутренней последовательности (цельности), дифференцированности (когнитивной сложности), субъективной значимости, внутренней последовательности, контрастности и уровень самоуважения. По всем данным показателям переходный возраст сильно отличает как от детства, так и от юношества, есть грань в данном понятии между юношей и подростком.

Во время ранней юности происходит постепенная замена ”предметных” элементов Я-концепции, в частности, соотношения морально-психологических и телесных компонентов собственного ”я”. Юноша постепенно привыкает к своей внешности, создает относительно устойчивый образ собственного тела, принимает собственную внешность и, следовательно, стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Со временем на первый план выходят другие свойства ”я” – волевые и моральные качества, умственных способности, которые влияют на отношения с окружающими и успешность деятельности.

Судя по имеющейся информации, дифференцированность и когнитивная сложность элементов образа Я последовательно увеличивается от младших возрастов к старшим, без кризисов и заметных перерывов. Взрослые люди различают в себе намного больше качеств, чем юноши, а юноши – больше, чем подростки, подростки – больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна, которые проводились в 1980 году, способность подростков старших возрастов реконструировать личностные качества базируется на развитии в данном возрасте более фундаментального когнитивного качества – абстрагирования.

Интегративная тенденция, которая влияет на внутреннюю последовательность и цельность образа Я, усиливается с каждым годом, но немного позже, чем способность к абстрагированию. Юношеские и подростковые самоописания лучше структурированы и организованы, чем детские, они собираются вокруг нескольких центральных качеств. Но неопределенность уровня трудности переориентации и притязаний с внешней оценки на самооценку создают целый ряд внутренних содержаний противоположности самосознания, служащих источником дальнейшего процесса развития. Продолжая фразу ”я в собственном представлении…”, многие молодые парни акцентируют особое внимание именно на собственную противоречивость: «я в собственном представлении – ничтожество+гений”.

Информация об устойчивости образа Я не полностью однозначно воспринимается. В принципе она, как и устойчивость других ценностных ориентаций и установок, с каждым годом только увеличивается. Самоописания взрослых людей не находятся под таким влиянием ситуативных, случайных обстоятельств. Но в раннем юношеском и подростковом возрасте самооценка иногда очень резко изменяется.