Я - концепция. Часть вторая.

Я - концепция. Часть вторая.

Публикации - Личностный рост

Что касается степени отчетливости образа, контрастности образа Я, то тут также осуществляется рост: от раннего детства к юности и от нее к зрелости человека намного яснее понимает собственную индивидуальность, свои отличия от каждого окружающего и придает им более большое значение, так что образ Я становится одной из основных центральных установок личности, с которой она соотносит собственное поведение.

В юности масштаб самооценок значительно увеличивается: “внутренние” особенности осознаются позже ”внешних”, зато взрослые придают им большее значение. Увеличение степени осознанности собственных переживаний довольно часто сопровождается также эгоцентризмом, гипертрофированным вниманием к себе. В ранней юности это происходит часто.

Изучение содержания образа Я, которые проводились под руководство И.В.Дубровиной, дали понять, что на границе подросткового и юношеского возрастов в формировании когнитивного компонента Я-концепции совершаются существенные изменения, которые характеризуют переход на более высокий уровень самосознания.

Возрастные изменения в восприятии людей включают рост гибкости и определенности в их применении, рост количества используемых описательных категорий; увеличение уровня сложности, последовательности, избирательности и системности данной информации, применения более тонких связей и оценок; увеличение способности объяснять и анализировать поведение человека; появляется не только забота о точности изложения материала, но и желание изменить его на более убедительное. Похожие тенденции наблюдаются и в формировании самохарактеристик, становящихся более дифференцированными, обобщенными и соотносятся с большим количеством ”значимых лиц”. Самоописания в юношеском возрасте носят более психологический и личностный характер, чем в возрасте от 12 до 14 лет, и одновременно ярче воспринимают отличия от других людей.

Представление юноши или подростка о себе постоянно соотносится с групповым образом “мы” – типичного сверстника того же пола, но оно никогда не совпадает с этим образом полностью. Образы своего ”я” старшеклассниками оцениваются намного тоньше и нежнее группового образа ”мы”. Юноши считают себя менее общительными, менее жизнерадостными и менее сильными, но зато более добрыми и способными поддержать и понять другого человека, чем их ровесники. Зато большинство девушек приписывают себе меньшую общительность, но большую верность, справедливость и искренность.

Многим подросткам свойственно преувеличение своей уникальности, но это проходит с возрастом, только не думайте, что это происходит по причине ослабления индивидуального начала. Наоборот, чем больше развит и старше человека, тем больше он видит различий между собой и сверстниками. Отсюда следует напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы не только самораскрытием, но и проникновением во внутренний мир другого человека. Осознание собственной уникальности по сравнению с другими, исторически и логически предшествует осознанию собственной глубокой внутренней связи и единству со всеми окружающими людьми.

Самые заметные изменения в содержании самоописаний обнаруживаются обычно в 15-16 лет. Данные изменения двигаются по линии большей психологичности описаний и субъективности. Научно доказано, что и в восприятии другого человека после 15 лет резко увеличивается психологизация описания. Усиление субъективности самоописаний проявляется в том, что с каждым годом значительно увеличивается количество испытуемых, которые указывают на ситуативность, изменчивость собственного характера, на то, что они ощущают процесс взросления и возраст.

После проведения исследований когнитивного диссонанса образа Я стало известно, что описание другого человека и самоописание по указанному параметру сильно различаются. Когда человек описывает сам себя, он подчеркивает изменчивость, гибкость собственного поведения, его ситуативную зависимость; в описании других людей, наоборот, преобладает акцентирование на устойчивые индивидуальные особенности, которые стабильно определяют его поведение в любых ситуациях. Другими словами, взрослые люди склонны воспринимать собственную личность, ориентируясь на субъективные характеристики изменчивости, динамичности, а другого – как объект, который обладает относительно неизменчивыми свойствами. Данное “динамическое” восприятие собственного Я возникает во время перехода к более раннему юношескому возрасту.