Я - концепция. Часть третья.

Я - концепция. Часть третья.

Публикации - Личностный рост

После проведения исследований когнитивного диссонанса образа Я, стало известно, что описание другого человека и самоописание по указанному параметру сильно различаются. Когда человек описывает сам себя, он подчеркивает изменчивость, гибкость собственного поведения, его ситуативную зависимость; в описании других людей, наоборот, преобладает акцентирование на устойчивые индивидуальные особенности, которые стабильно определяют его поведение в любых ситуациях.

Другими словами, взрослые люди склонны воспринимать собственную личность, ориентируясь на субъективные характеристики изменчивости, динамичности, а другого – как объект, который обладает относительно неизменчивыми свойствами. Данное “динамическое” восприятие собственного Я возникает во время перехода к более раннему юношескому возрасту.

В ранней юности становление нового уровня самосознания идет по направлениям, которые выделил еще Л.С. Выготский, - интегрирование собственного образа, ”перемещение” его ”извне вовнутрь”. В данном возрастном периоде происходит изменение некоторого ”объективистского” взгляда на собственное Я ”извне” на динамическую, субъективную позицию ”изнутри”.

В.Ф. Сафин характеризует это значительное различие во взгляде на себя подростков разных возрастов следующим образом: подростки, прежде всего, ориентированы на поиск ответа, ”среди других каков он, как сильно он похож на них”, более взрослый подросток - ”каким его видят окружающие, как сильно он отличается от других и как сильно он близок к собственному идеалу”. В.А. Алексеев утверждает, что подрастающие подростки – это ”это личность для общества”, в то время как юноша - ”личность только для себя”. И.И. Чеснокова после проведения теоретических исследования указала, что существует два уровня самопознания: высший ”Я и Я” и низший ”Я и другой человек”; специфика первого выражается в попытке соотнесения собственного поведения ”с той мотивацией, которая его детерминирует и которую он реализует”.

Мы уже говорили, что, составляющие элементы Я-концепции, поддаются только условному концептуальному разграничению, потому что в психологическом плане они взаимосвязаны неразрывно. Потому образ Я, когнитивный элемент самосознания и его формирование в юношеском возрасте, напрямую связан не только с эмоционально-оценочной составляющей, но и с регуляторной, поведенческой стороной Я-концепции.

Во время перехода от подросткового возраста к раннему юношескому в рамках создания нового уровня самосознания происходит развитие нового уровня отношений к себе. Одним из главных моментов тут является изменение оснований критериев для собственной оценки, они получают качественно другие формы, если сравнивать с критерием оценки самим человеком других людей. Переход к общей самооценки от частных, создает идеальные условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно независимого от оценок и отношения окружающих, частных неудач и успехов, различных ситуативных влияний и так далее. Обязательно надо сказать, что оценка отдельных сторон, качеств личности играет подчиненную роль в собственном отношении к себе, а главным становится некоторое целостное, общее ”самоуважение”, ”принятие себя”. Именно в возрасте от 15 до 17 лет на основе создания собственной системы ценностей вырабатывается эмоционально-ценностное отношение, то есть “оперативная самооценка” начинается базироваться на соответствии собственных убеждений, взглядов и системы поведения.