Я - концепция. Заключение.

Я - концепция. Заключение.

Публикации - Личностный рост

В подростковом возрасте особенно сильно проявляется проблема несовпадения идеального Я и реального Я. И.С. Кон считал, что данное несовпадение довольно естественное следствие когнитивного развития.

Во время перехода от детства к юношеству, а потом и с каждым последующим годом самокритичность только увеличивается. Е.К.Матлин изучал сочинения десятиклассников, в которых они описывали собственные личности, и после сравнения с аналогичными сочинениями пятиклассников, он определил, что у старшеклассников критических высказываний в 3,5 раза больше. Аналогичную тенденцию отмечали психологи ГДР. Подростки в этом возрасте чаще всего жалуются на подверженность влияниям, неустойчивость, слабоволие, а также на такие недостатки как обидчивость, ненадежность, капризность.

Расхождение образов Я-идеального и Я-реального – функция, как возраста, так и интеллектуального развития. У юношей, которые обладают развитым интеллектом, расхождение между идеальным Я и реальным Я, то есть между свойствами, которыми юноша хотел бы обладать, и теми, которые он себе приписывает, значительно больше, чем у их сверстников, обладающими средними интеллектуальными способностями.

Одним из важнейших показателей поведенческой составляющей Я-концепции является динамика уровня притязаний под влиянием неудач и успеха при выполнении задач различной степени трудности. Благодаря классической работе Ф.Хоппе, уровень притязаний определяется как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, снижать собственные притязания, чтобы избежать неудач и не наносить ущерба самооценке и, с другой, поддерживать собственное ”я”, самооценку на максимально высоком уровне.

Такие исследователи как Б.С.Братусь и Б.В.Зейгарник утверждают, что для подросткового возраста типично только стремление реализовать вторую из названных тенденций, в то время как для взрослых людей, наоборот, характерна способность развести данные тенденции в ходе деятельностей, прежде всего за счет того, что неудача и успех в определенной деятельности воспринимается как конкретная ситуация, а не разрушение самооценки в целом.

По данным последних исследований во время перехода в раннем юношеском возрасте происходит метаморфоза особенностей уровней притязаний в направлении большей личностной зрелости. Необходимо отметить, что оно идет в сторону, как бы обратную тем изменениям, происходящим в данный период в самопознании, отношении к себе и образе Я. Как было сказано выше, последние характеризуются все большей интегративностью, целостностью, то есть отношением к результатам своей деятельности – дифференцированность, развитие способности разделять успех и неудачу в конкретной деятельности от оценки себя как индивидуальной личности.

Следовательно, в юношеском возрасте в рамках формирования нового уровня самосознания происходит создание относительно устойчивого представления о собственной личности. К 16-17 годам формируется уникальное личностное новообразование, обозначаемое в психологической литературе специальным термином ”самоопределение”.