Личностный потенциал. Часть первая.

Личностный потенциал. Часть первая.

Публикации - Личностный рост

Личностный потенциал, личностный рост, раскрытие потенциала – эти словосочетания сейчас можно услышать часто. Все к этому стремятся, некоторые ходят на тренинги, рассуждают, что им мешает этот потенциал раскрыть, а что помогает… но много ли людей при этом задумывается, что же за зверь этот “личностный потенциал”?



Давайте и мы подумаем… что-то такое, кажется, понятное и близкое, но так трудно поддающееся определению… Просто мы чувствуем это интуитивно – такое окрыляющее, вдохновляющее чувство, когда ты знаешь, на что способен, ощущаешь свою силу, свою мощную энергию. А что же, когда потенциал не раскрывается? Тогда мы чувствуем раздражение, напряжение, разочарование, возникает ощущение, что мы живем неполной жизнью. Выходит, раскрытие личностного потенциала позволяет нам чувствовать полноту своей жизни, считать ее наполненной смыслом, гармоничной – и радоваться!

Но все это кажется каким-то уж совсем взрослым, далеким от детского беззаботного мира. Так почему же мы говорим о личностном потенциале в статье о детях?

Безусловно, дети не задумываются ни о смысле жизни, ни о своем предназначении, ни о своем вкладе в этот мир. Им просто некогда об этом задумываться! Но, так же, как и взрослые, дети чувствуют, испытывают эмоции – взаимодействуют с миром на эмоциональном уровне. Они учатся ощущать свои потребности, а впоследствии – понимать себя. И эти навыки служат фундаментом их дальнейшей жизни. Именно в детстве ребёнок узнаёт как:

- заявлять о своих нуждах или молчать о них;

- принимать их в расчет или игнорировать;

- быть активным, творцом, или принимать то, как жизнь с ним “случается”.

Уже в детстве ребенок, на основе опыта общения со значимыми взрослыми, учится просто быть собой или стремиться к одобрению. И все это вкладывает огромную лепту в то, реализует ли он свой потенциал, будет ли в гармонии с самим собой.

Само слово “потенциал” указывает на то, что это нечто, заложенное в человеке изначально. Значит, его не нужно создавать, прилаживать извне – оно уже есть. Однако же для того, чтобы это нечто могло воплотиться, неоходимы определенные условия… и большая часть этих условий зависит от взрослых, от того, насколько чутко и с пониманием они отнесутся к тому, что заложено в их ребенке, насколько с уважением они отнесутся к его личности.

По сути, раскрытие потенциала – это и есть смысл жизни человека. Это возможность быть равным самому себе. Иногда нам кажется, что возможность быть счастливым зависит от достатка, здоровья, любящего окружения, таланта, политической обстановки, места рождения… и все это действительно может очень сильно повлиять на нашу возможность быть счастливым, НО!

- человек, чувствующий свои потребности, счастливее человека, имеющего миллионы на их удовлетворение, но не знающего их;

- человек, умеющий любить себя, видящий себя, счастливее человека, не любящего себя, даже если его окружают любящие люди;

- наконец, человек со слабым здоровьем, с ограниченными возможностями, познавший красоту и силу своей уникальной, неповторимой личности, счастливее самого здорового человека на свете, не знающего и не чувствующего себя.

“Три слона”, обеспечивающих раскрытие потенциала

Психолог, посвятивший свою жизнь пониманию детей и передаче этих знаний их родителям, Гордон Ньюфелд, выделил три важных для раскрытия потенциала фактора:

- привязанность

- принятие своей уязвимости

- зрелость

Есть у этих трех слонов составляющие, которые от нас, родителей, совершенно не зависят. Но есть и те, в которых мы играем ведущую роль. Давайте поговорим именно о них.

Фактор привязанности

Мы, люди, существа социальные, и только рождаемся и умираем мы в одиночестве – всю остальную жизнь мы проводим среди себе подобных. Потребность в привязанности для человека, особенно для маленького – такая же важная и сильная, как потребность в еде и воде. Подобно тому, как дерево погибает без корней, душа ребенка чахнет без той основы, которую составляет связь с заботящимся, любящим взрослым. Это наносит серьезный урон развитию ребенка, а в крайнем случае может даже угрожать его жизни.

Надежная привязанность со своим взрослым означает для ребенка, что ему нет нужды заботиться о своей безопасности. Это биологически заложенный механизм, он есть и у животных. Ведь маленький детеныш еще не может позаботиться о своем выживании самостоятельно! И если он не чувствует безопасности, все его усилия будут направлены на поиск того, кто может о нем позаботиться. То же самое происходит и с детьми. Какое уж там раскрытие потенциала! Выжить бы, уцелеть – так “рассуждает” его мозг и дает команды к определенным действиям. И как бы вы ни пытались развивать ребенка, который нацелен на удержание привязанности, какими бы суперэффективными и проверенными методиками ни пользовались, к каким бы звездным специалистам ни обращались – все это не будет давать никакого результата, пока ребенок не почувствует себя в безопасности, пока не поверит, что вы берете на себя ответственность за его жизнь.

Поэтому, если перед вами стоит задача помочь ребенку в развитии, раскрытии его личностного потенциала – начните с ваших отношений.