Топология пустоты. Часть первая

Топология пустоты. Часть первая

Публикации - Разное

Один из стандартных постулатов древних текстов мудрецов - это понятие пустоты. Пустота постоянно подается как антитеза нашей реальности, как нечто, где "все по другому". В их текстах пустота подается как пространство, где законы нашей реальности не властны, теряют привычные свойства и силу. Но что может стоять за этими, вроде бы, туманными словами? Чтобы увидеть ту простоту, которая заложена в словах мудрецов, нужно еще раз взглянуть на нашу реальность, на наше обыденное восприятие, на наши стандартные реакции. 

 

Основное, что все это характеризует - это действие. Наша жизнь, наше мышление - все это пронизано идеей действия. Тот, кто действует - хороший. Тот, кто бездействует - бездельник, плохой. Тот, кто постоянно трудится во благо других - хороший. Тот, кто перестает трудиться для других - плохой. И т. д. Точно также все выстроено и внутри нас - особенно это касается работы нашего ума. Ум - это постоянное и бесконечное действие, переработка информации. Зачастую уму абсолютно неважно, что перерабатывать - главное, перерабатывать. Он никогда не остается в покое - и никогда не оставляет в покое нас. Но что такое действие для нас?

 

Действие - это приложение нашего усилия к тому, чтобы начались изменения. Поскольку мы обладаем возможностью осознанно выбирать желаемый результат - мы стараемся направить эти изменения в желаемое нами русло - т. е. управлять изменениями, контролировать их по своей воле. И вот на этом возникает колоссальное количество ошибок, где одна из основных ошибок (глубинных) - это сама идея непрерывного собственного действия. Пустота мудрецов - это пространство, где наши действия невозможны. Основной алгоритм там - это наблюдение за спонтанно происходящим. В результате такого переключения начинают формироваться новые типы взаимоотношения с реальностью - в которых наше активное насилие в виде контролируемого нами действия (идея тотального контроля) уже не работает. Но как ни странно, эти, вроде бы, потусторонние алгоритмы прекрасно работают и на уровне нашей реальности - реальности действия. Даже на уровне физического тела.

 

Пустота, о которой говорили древние - это не отсутствие действия. Это действие, построенное на естественности, на ненасилии. Как оно устроено? Действие такого рода - это фазовое движение между противоположностями. Например, река течет - это действие. Но она не прикладывает к этому собственных усилий - никаких. Это бездействие. Течение реки - это проявление свойства текучести воды, оказавшейся между двумя разными по высоте точками - верх и низ. И под действием всегда существующей силы тяжести вода реки начинает течь вниз сама - действует не действуя. Затем возникает другая фазовая разница - и вода, оказавшаяся внизу, в море, начинает испаряться и подниматься вверх - создавая облака. И тем самым возникает всем нам известный замкнутый цикл - круговорот. Этот простой пример показывает, что для совершения действия вовсе не обязательно прикладывать усилия. Мы ведь не подталкиваем воду, чтобы она текла быстрее. И даже когда мы управляем водой, направляя ее в нужное нам русло для совершения нужной нам работы - мы все равно не меняем ее свойства текучести и движения по описанной схеме.

 

В нашем теле происходит тоже самое, что и с водой. Наша жизненная сила - это постоянная текучесть, циркулирующая между фазовыми разницами. Именно в этом заложен основной алгоритм Тайцзи - баланс противоположностей. Где противоположности - это и есть те факторы, которые задают фазовую разницу, необходимую для естественного движения жизненной силы.Чем это важно для нас? Тем, что большинство наших действий противоестественны. И вовсе не с т. з. морали или чего-то подобного - а с т. з. природной естественности. Мы как-бы постоянно создаем себе зажимы, прерывающие нашу естественную текучесть - и накопления нашей жизненной силы в неестественных местах нашего организма (там, где она не должна скапливаться) приводит к искажениям работы организма. По сути, к болезням разного рода - от психических до физических.