Человек в пограничной ситуации

Человек в пограничной ситуации

Публикации - Разное

Благодаря экзистенциальной философии современная культура обратила внимание на проблему смерти. В человеческой философии 20 века вопрос ”Быть или не быть” стал еще более актуальным, чем во времена Шекспира.

А. Камю в книге ”Миф о Сизифе” говорит, что на месте главного вопроса философии должна находиться проблема самоубийства. Свою основную гуманистическую задачу он видел в том, чтобы спасти человека, находящегося на грани самоубийства, на грани отчаяния, сохранить ему жизнь.

Но чем реально может помочь философия? По крайней мере, Камю не рассуждает оптимистически-благодушными уверениями в том, что жизнь удивительная и прекрасная – такими рассуждениями отчаявшемуся человеку уже не поможешь, потому что к ним он отнесется без доверия. Безнравственны, бессмысленны и те старые концепции философии, которые использовались в прошлом, согласно им человек живет в идеальном мире. Но Камю утверждает, что этот мир абсурден, также как и абсурдны все действия Сизифа, который по приказу богов катит большой камень на гору, с который он опять должен покатиться вниз. Но даже если ситуация абсурдна, то жизнь – это такая ценность, равной которой у него не будет. Но это жизнь, которая не может существовать без смерти.

Утрата и поиск смысла жизни, жизнь на грани смерти – ситуации, которые с особой тщательностью изучались и исследовались в философской литературе в 20 веке. Но, к сожалению, в нашей философии и литературе довольно длительное время господствовало пренебрежительное отношение не только к данным проблемам, но и к их осмыслению – такое ощущение, что они не вообще не касаются людей. Каждый из нас сталкивался с ужасной проблемой потери близких людей, многие из нас в самый разгар жизни или на ее исходе смотрели в глаза смерти; каждый из нас думал о смерти, о том, что будет дальше. Жизнь каждого человека должна быть наполнена смыслом, но многие не могут осознать его или просто теряют смысл. Каждый из нас обязан уметь – достойно умереть при встрече со смертью, безудержно бороться с ней, если есть шанс выжить или помочь ближнему своему выжить. Но данным умениям учит сама жизнь.

Смысл жизни, смерть и жизнь человека – это вечные темы философии и искусства.

Но в современной и классической философии тема смерти находится на разных местах. Классическую мысль можно охарактеризовать так – когда смерть существует, тогда уже мы не существуем. А современная экзистенциальная философия определяет жизнь как движение к смерти. И это в определенном смысле правильно – как только человек рождается, он начинает путь к смерти. И смерть может оборвать нить жизни в любой момент. Необходимо понять людей, чьи чувства и мысли – под влиянием индивидуальных и социальных переживаний – изменились и повернулись к проблеме смерти.

Это происходит не только в случаях социальной патологии, когда человек одержим параноидальной идеей самоубийства, но и в ситуациях, довольно часто выпадающих на судьбу простых людей: сложный выбор и отчаяние. Еще Шекспир на примере Гамлета показал, что такое не только может происходить, но и совпадать с духовно-нравственными порывами индивида. И все же, если рассуждать о бытие человека одновременно гуманистически и реалистически, то необходимо усомниться в нравственной и теоретической справедливости определения человеческой жизни, как пути к смерти. Человеческая жизнь развивается не как путь к смерти, а как противодействие данному пути. И если у человека нормальное состояние, то он будет обязательно ориентироваться на жизнь. Надо научиться полагаться и верить в ее силу. О смерти люди начинают мыслить и волноваться только в крайних, по-настоящему пограничных ситуациях между жизнью и смертью – но даже в таких ситуациях человек способен не просто сдаться перед смертью, а проявить сильнейшую волю к жизни, или сознательно пожертвовать собственной жизнью во имя жизни других, во имя высоких принципов.

Экзистенциальная философия оправданно основывалась на том, что угроза и близость смерти обычно заставляет людей задуматься о содержании и смысле прожитой жизни, забыть про ежедневный быт, и направиться к собственной экзистенции – сущности, единой с существованием. Это утверждение не беспочвенно, потому что писатели-экзистенциалисты умеют довольно ярко и умело оценивать ситуации, когда человек находится на грани жизни и смерти. Часто, герои их основных произведений находятся в пограничных ситуациях. И такой поворот отнюдь не случайный: он свидетельствует о начале эпохи, когда пограничная ситуация перестала быть индивидуальной проблемой, превратившись в общечеловеческую.

В наши дни глобальная историческая ситуация получила статус пограничной, потому что существует и вероятность гибели человечества, и вероятность его выживания.

Впервые в истории человечества, наша цивилизация не абстрактно, а реально оказалась перед настоящей угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так и жизни целого общества необходим высокий жизненный порыв, усилие разума, критическая рефлексия и борьба с иррациональным устремлением.

Важнейший шаг, который необходимо сделать и уже делает современное человечество, - ясное осознать то, что сложилась новая ситуация, которая на самом деле пограничная. Даже страх перед различными глобальными катастрофами, которым охвачены тысячи людей, должен послужить на пользу выживания всего человечества.

Использования экзистенциальных понятий, которые раньше относились только к индивидууму, к человечеству в целом, еще раз доказывает неразделимость судеб каждого индивида и общества. Человек может понять, что он неотделим от человечества, - и он обязан это понять. Перед ним стоит сверхзадача – создать такие исторические условия, благодаря которым мысль о мире, о других людях, об истории не будет вызывать у него ни страх, ни отчаяние, ни боль.

Для множества направлений современной религиозной философии вопрос специфики человеческого бытия является центральной проблемой. Причем такое усиленное внимание к данной проблеме произошло в результате острой и длительной борьбы, методического пересмотра исторически сложившегося понимания методов, целей и задач философствования.