Метод "Пять почему"

Метод "Пять почему"

Публикации - Разное

Первопричина – корневая причина, ведущая к сбою в работе любой системы, следовательно, найдя ее, можно отладить работу этой системы и повысить ее эффективность. В том случае, когда устраняется не первопричина, а какая-либо из косвенных, система будет сбоить и дальше. Помочь в поиске и выявлении первопричины может помочь способ, называющийся «5 вопросов почему».

Задача способа задавать вопрос «почему?» до того момента, когда выявится первопричина проблемы. Стоит помнить, что минимальное количество вопросов должны быть не менее пяти. Создатели этого способа утверждают, что меньшее количество заданных вопросов не позволит раскрыть корневую причину проблемы.

Во второй половине двадцатого века в японских компаниях был разработан и получил широкое распространение именно метод пяти почему и последующий анализ полученных результатов поиска первопричины. На самом же деле, этот метод имеет более древние корни. Б. Франклин создал известную притчу, которая весьма близка по анализу к методу «пяти почему» :

«Не нашлось гвоздя – подкова исчезла,

Не нашлось подковы – лошадь захромала,

Лошадь захромала – командир погиб,

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя».

Стоит подробнее рассмотреть пример, который приближен к нынешней реальности, в котором используется «метод пять почему». Реальный пример использования метода и выявления первопричины сбоя работы цеха по производству мебели, задан был вопрос «почему» минимум пять раз.

Проблема: на складе имеются достаточные запасы мебельной фурнитуры, но необходимых деталей не хватает.

1

Проблема: покраска фурнитуры процесс трудоемкий, а цех покраски недостаточно быстро снабжает готовыми изделиями склад.

2

Проблема: смена настроек оборудования и расходных материалов занимает много рабочего времени, поэтому происходит покраска определенной фурнитуры и зачастую, не востребованной.

3

Проблема: расходные материалы и настройки оборудования применяются при окраске нескольких видов фурнитуры. Перенастройка и смена расходных материалов занимает один рабочий день.

4

Проблема: При закупке окрасочного оборудования был превышен бюджет, поэтому, чтобы не возникло превышения бюджетной части, было принято решение сэкономить на программном обеспечении оборудования и ассортименте расходных материалов.

5

ПЕРВОПРИЧИНА: руководство производственного цеха пошло на сокращение затрат, чтобы не превышать бюджетный лимит. Что привело к утрате эффективности производства, потере значительного количества средств в процессе работы цеха. Скупой платит дважды. Была допущена серьезная ошибка в плане стратегического менеджмента.

При сбое в работе какой-либо системы, начинаются поиски «козла отпущения». Найти его довольно-таки просто, но устранит ли это проблему и избавит от сбоев в будущем? Эдвард Дэминг - американский учёный, статистик и консультант по теории управления качеством подсчитал, что в 93 процентах случаев первопричина или корневая причина проблем и сбоев – системная ошибка, и зачастую на уровне стратегического менеджмента.

«Метод пять почему» позволяет не устранять множество следствий, а выявлять корневую причину (первопричину) проблемы, устранив которую, избавиться от сбоев в работе раз и навсегда.